Успех в единстве поколений
Здравоохранение г.о. Химки сегодняГлавный врач ГБУЗ Московской области «Химкинская клиническая больница»История здравоохранения г.о. Химки
3

Образование и наука сегодня

От момента организации первых школ в Химках и до наших дней прошло немало времени. За этот период изменилось многое в нашей жизни и в системе образования.

Уже давно не новость электронные книги, компьютеры, а так же электронные журналы и дневники. Образование шагает в ногу со временем и изменяющимися условиями действительности. При всех нововведениях в учебном процессе главным остается высокий качественный уровень и доступность для каждого человека.

Задача дошкольного и общего образования - воспитание подрастающего поколения и предоставление высокого уровня знаний в каждой из изучаемых областей. В этом Химки всегда служили примером для подражания среди муниципальных образований Московской области.

В системе муниципального образования городского округа Химки 85 образовательных учреждений. Среди них - 25 общеобразовательных, из которых половина - учреждения повышенного статуса (лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением отдельных предметов), 54 дошкольных учреждения. В систему образования входят три дома детского творчества, охватывающие творческой кружковой работой 3,5 тыс. детей. Общее количество учащихся во всех образовательных учреждениях - 33 тысячи человек.

Для школьников с трудностями обучения и развития работает специализированное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Успех»

Координирует деятельность по повышению квалификации педагогических работников муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования Центр профессионального развития.

В 2012 году открыто муниципальное учреждение – «ИТ-Центр системы образования», полностью осуществляющее информационную поддержку образовательных учреждений.

Профессиональный педагогический состав как залог высоких достижений учеников

В школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования работает более двух с половиной тысяч педагогов. Для развития творческого и профессионального потенциала учителей проводится адресная поддержка специалистов образования через организованные конкурсы.

Ежегодно проводятся пять муниципальных профессиональных конкурсов педагогического мастерства: «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный «Классный» и «Педагог-психолог года».

Принять участие могут практически все категории педагогических работников: учителя, воспитатели, классные руководители, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи. С каждым годом интерес к профессиональным конкурсам растет, увеличивается число участников и «болельщиков», повышается качество представленных методических наработок.

Так, учитель года - 2013 Кандалов Юрий Николаевич (учитель биологии Лицея № 11) стал лауреатом областного конкурса «Учитель года – 2013» и вошел в пятерку лучших учителей Московской области. Это большое достижение педагогического сообщества городского округа Химки, на столь высокий уровень химкинские учителя вышли впервые. Педагогические конкурсы являются не столько профессиональным соревнованием, сколько школой передового опыта, педагогического мастерства, где каждый участник повышает квалификацию, получает общественное признание и профессиональный рост. Не случайно, участники и победители конкурсов прошлых лет становятся руководителями: заведующими, директорами, заместителями руководителей.

Проводятся конкурсы при поддержке муниципальной программы «Образование городского округа Химки на 2014-2018 годы», призовой фонд для победителей - 300 тысяч рублей.

Дополнительно выделяются гранты для лучших работников образования в ежегодном размере 250 тысяч рублей, а для финансирования грантов учреждениям образования за внедрение инновационных технологий - более 1,5 млн. рублей.

Благодаря такому подходу отмечается высокий уровень квалификации педагогических работников образовательных учреждений городского округа Химки, обеспечивается принцип «открытости» процесса образования. По итогам года в общей структуре сотрудников образования почти половина руководителей и учителей проходят курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку, соответствующую федеральным государственным образовательным стандартам.

Кроме того, действует система грантов Президента Российской Федерации, ими награждено более 30 учителей Химок. Признанием труда педагогов, добившихся значительных результатов, с 2013 года стало вручение грантов лучшим учителям на муниципальном уровне. В системе образования городского округа Химки работают 8 педагогов, получивших почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 50 педагогических работников имеют почётное звание «Заслуженный работник образования Московской области». Наградами Министерства образования и науки Российской Федерации отмечено 326 учителей и воспитателей.

Для обеспечения открытости и доступности информации о работе образовательных учреждений в каждом из них работают управляющие советы. Кроме того, повсеместно реализована программа публичного доклада директоров образовательных учреждений и начальника Управления по образованию. В общем доступе вся информация размещена на официальных сайтах каждого из учреждений.

Благодаря целенаправленной системе работы кадровый состав образовательных учреждений имеет высокий профессиональный уровень и обеспечивает подрастающему поколению достойное образование и возможность продолжать обучение в высших учебных заведениях города, области, страны и мира.

Результаты совместной работы учителей и их учеников

Высокий уровень качества образования в округе подтверждается реальными показателями, воплощаемыми в знаниях выпускников школ и лицеев. На протяжении ряда лет городской округ Химки находится в десятке лучших по Московской области по результатам ЕГЭ. По итогам 2013 года городской округ Химки – среди лидеров в области по количеству школ, вошедших в список «Лучшие 100 школ Московской области».

Второе место в области занимает по количеству ресурсных центров Московской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт в 5-х классах.

В последние годы наблюдается рост количества выпускников, получивших медаль «За особые успехи в учебе».

Оценить тенденцию роста можно на представленной таблице:

Выпускники 11-х классов
Год2010201120122013
Золото34415060
Серебро29474748

В 2014 году, из-за изменения законодательства, условия получения медали за отличные успехи в учёбе стали иными. Тем не менее, медалью Министерства образования Московской области «За особые успехи в учении» награждены 100 выпускников химкинских школ.

В 2011 году учреждена система грантовой поддержки учащихся, учителей, руководителей образовательных учреждений - Премия Главы городского округа Химки учащимся – победителям муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; учителям, внедряющим инновационные технологии в образовательный процесс; руководителям образовательных учреждений, внедряющим инновационные модели управления. В настоящее время Грант Главы городского округа Химки получили свыше 400 учащихся и более 100 учителей.

С 2012 года в городском округе Химки проводится Ярмарка научных идей и инноваций, её цель - повышение престижа научно-технической, изобретательской и рационализаторской деятельности педагогов и обучающихся, предоставление возможности детям, молодёжи, педагогам и образовательным учреждениям презентовать широкой общественности собственные достижения в области инноваций. С каждым годом ширится круг участников Ярмарки: в ней принимают участие не только образовательные учреждения общего и профессионального образования, но и градообразующие предприятия. Ярмарка стала знаковым мероприятием в рамках работы по присвоению городскому округу Химки статуса наукограда, так как большинство проектов, представляемых на ней, соответствуют перспективным направлениям инновационной деятельности городского округа Химки. Все школы оборудованы в соответствии с нормативными требованиями и отвечают необходимым современным условиям обучения. Каждый ребенок имеет доступ к качественным знаниям и возможность проявить и реализовать себя во всевозможных конкурсах. Согласно мониторингу, проведённому Министерством образования Московской области, городской округ Химки вошёл в число муниципалитетов с наиболее эффективными показателями реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Инновационные технологии в обучении

Система дошкольного и среднего образования Химок отличается высоким уровнем развития и повсеместного внедрения инноваций. На сегодняшний день учащиеся образовательных учреждений:

  • имеют возможность проведения опытно-экспериментальной деятельности;
  • участвуют в реализации инновационных образовательных программ;
  • проходят систему профильной подготовки и специального обучения;
  • имеют доступ и активно используют электронные образовательные ресурсы в процессе обучения;
  • завершена работа по 100% обеспеченности системой электронных дневников и электронных журналов.

Для всех общеобразовательных учреждений проводится ежегодный конкурсный отбор на реализацию проектов внедрения инновационных технологий. По итогам конкурса школы и лицеи становятся лауреатами гранта Министерства образования Московской области. За последние три года в число учреждений, получивших грант, вошли лицеи №10, №11, №13, №16 и №17, а также средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №14.

Кроме того, к школам постепенно присоединяются дошкольные образовательные учреждения. Инновационные технологии внедрены в детских садах №12, №13, №38, №54, а также в специальной коррекционной начальной школе–детском саду VII вида №47.

Проводится постоянная модернизация и обновление компьютерного оборудования школ. Для централизованного обеспечения и информатизации муниципальной системы образования в округе создано МБУ «ИТ‑центр системы образования». Комплексный подход позволил обновить устаревший парк компьютеров и обеспечить каждого классного руководителя современным рабочим местом. Образовательная система округа объединена в единую локальную сеть с предоставлением доступа к высокоскоростному широкополосному интернет‑каналу для порядка 1100 пользователей. Оборудована муниципальная серверная площадка, обеспечивающая безопасность локальной сети и сохранение данных.

Благодаря проведённой работе расширились возможности обучения с применением цифровых образовательных ресурсов, улучшилась система дистанционного обучения и повысилось качество подготовки учеников к олимпиадам и государственной итоговой аттестации.

Переход на систему единого провайдера позволил также решить проблему фильтрации поступающей по сети информации. Проведена работа по блокировке недопустимых для детей и подростков интернет‑ресурсов.

Итоговым проектом инновационной деятельности стала разработанная по заказу Управления по образованию информационная система «Химки. Образование». Она позволяет комплексно оценить эффективность управления каждого образовательного учреждения с минимальной погрешностью. Все педагоги успешно работают с новой информационной системой, в её состав входят электронные дневники и электронные журналы.

Первые два учреждения — лицей №11 и лицей №17 — уже полностью перешли на электронную безбумажную технологию. С нового 2014–2015 учебного года без бумажных дневников и классных журналов планируется работа ещё в 16 учреждениях.

В составе новой информационной системы реализована программа электронной записи в первый класс, позволяющая родителям записать ребёнка в школу, не выходя из дома.

Инновационные информационные технологии внедряются и в дошкольных учреждениях. В опережающем режиме в четырёх дошкольных образовательных учреждениях введён электронный журнал дошкольника, целью которого является информирование родителей об особенностях воспитательно‑образовательного процесса, учёт посещаемости воспитанников и формирование автоматизированной отчётности на уровне учреждения и муниципального уровня.

Общие условия обучения

Кроме качественного образования в процессе обучения обеспечивается безопасность и забота о здоровье учащихся. Все школы и детские сады имеют ограждённые территории и наружное освещение, оснащены автоматическими системами извещения о пожаре с прямой связью с пожарным депо, установлены кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт вневедомственной охраны и системы видеонаблюдения.

В каждой школе установлены рамки металлодетектора, а четыре школы оборудованы системами контроля управления доступом. В образовательных учреждениях обеспечено качественное предоставление медицинской помощи: каждый медицинский кабинет при школе или детском саде имеет необходимые лицензии на оказание медицинских услуг.

Общие условия обучения

Кроме качественных знаний, в процессе обучения обеспечивается ещё и безопасность и забота о здоровье учеников. Для этого все школы и детские сады имеют огражденные территории, наружное освещение, автоматическую систему извещения о пожаре с прямой бесперебойной связью с пожарным депо, кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт вневедомственной охраны и системы видеонаблюдения.

Кроме того, в каждой школе установлены рамки металлодетектора, а 4 школы оборудованы системами контроля управления доступом. Обеспечено в каждом образовательном учреждении и качественное предоставление медицинской помощи, каждый медицинский кабинет при школе или детском саде имеет лицензии на осуществление медицинской помощи.

Первые два учреждения лицей №11 и лицей №17 уже полностью перешли на электронную безбумажную технологию. Без бумажных дневников и классных журналов с нового 2014 – 2015 учебного года будут работать ещё 16 учреждений.

В составе новой информационной системы разработана и программа электронной записи в первый класс. Такие инновации позволяют родителям, не выходя из дома, записать ребенка в школу.

Созданы в школах и условия для организации питания учащихся. Из общего количества учреждений 25 оснащены столовыми полного цикла, а 4 школы оборудованы буфетами – раздаточными. Таким образом, горячее питание в виде полноценных завтраков и обедов получают все школьники. Для улучшения качества питания школьников ежегодно в рамках конкурсного отбора муниципальных проектов по совершенствованию организации питания выбирается 5 школ, для которых приобретается новое технологическое оборудование для столовых на общую сумму в 6,5 миллионов рублей. Приобретается и учебное оборудование для проведения уроков и экспериментов. Так, по плану модернизации образования закуплено учебно-лабораторное оборудование для учеников первых и вторых классов в количестве 92 комплектов. Таким образом, новым учебно-лабораторным оборудованием было обеспечено свыше 2500 школьников. К началу нового учебного года ежегодно закупаются учебники и учебные пособия. Системная работа по обеспечению учебниками позволит в 2014 году обеспечить всех учащихся бесплатными учебниками. Кроме того, для школьных библиотек приобретается новая художественная литература, спортивный инвентарь для спортзалов и оборудование для кабинетов основ безопасности жизнедеятельности.

Спортивные достижения г.о. Химки

В образовательных учреждениях ведётся большая работа по формированию у учащихся устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Ключевыми ориентирами здесь стали: массовое привлечение молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, приобщение обучающихся к здоровому образу жизни. По итогам участия в спортивно-массовых мероприятиях Московской области и степени организации спортивно-массовой работы городской округ Химки в течение четырёх лет входит в десятку лидеров Московской области. Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Для всестороннего развития детей, организации досуга школьников, профилактики правонарушений большое значение имеет занятость детей во внеурочное время, посещение ими кружков и секций в школах и учреждениях дополнительного образования.

В муниципальной системе образования школьники имеют возможность получать дополнительное образование в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования округа.

В 152 объединениях художественного творчества, эколого-биологической, туристско-краеведческой, культурологической, социально-педагогической и спортивной направленностей обучаются дети от 5 до 18 лет. В домах детского творчества «Созвездие», «Родник», «Шмель» идет апробация моделей сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по гражданско-патриотическому воспитанию, по профессиональной ориентации, по включению школьников в социальную практику.

Большое внимание уделяется привлечению в школьные кружки и секции детей из социально-незащищённых семей, многодетных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на внутришкольном учёте для предупреждения беспризорности, безнадзорности и правонарушений.

Доступный детский сад для каждого ребенка Один из главных приоритетов развития системы дошкольного образования - ликвидация очереди в детские сады. В связи с этим был принят Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В процессе его реализации принятые меры позволят ликвидировать очереди на зачисление детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения.

Для реализации поставленной задачи в округе разработана «Дорожная карта ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные учреждения на период 2012- 2018 г.г.».

В процессе реализации мероприятий по увеличению мест в дошкольных учреждениях принимаются следующие меры:

  • возводятся новые дошкольные образовательные учреждения;
  • возвращаются бывшие здания детских садов для возобновления первоначального профиля деятельности;
  • возводятся пристройки к существующим детским садам с открытием дополнительных групп;
  • открываются новые группы в детских садах, где часть помещений используется нерационально или не по целевому назначению.

Такой комплекс мер позволил за последние годы, начиная с 2009 года, дополнительно создать 2747 мест в детских садах. Реализованы такие проекты, как: введение в эксплуатацию 11 новых дошкольных учреждений; 2-х пристроек к детским садам № 35 и № 55; возвращение в систему дошкольного образования 4-х зданий, используемых не по целевому назначению.

Кроме развития сети муниципальных учреждения дошкольного образования, властями проводятся работы по увеличению количества негосударственных детских садов. За последние три года открыты 4 негосударственных дошкольных образовательных учреждений: 3 частных детских сада в Новых Химках и 1 - в микрорайоне Сходня.

Весь комплекс работ позволит в кратчайшие сроки исключить очередь в детские сады, обеспечив доступное дошкольное образование каждому маленькому жителю Химок. Кроме того, планируется ввести систему электронной очереди и записи в детские сады - она упростит всю процедуру и сделает её максимально прозрачной и эффективной.

Трудовые династии
Пользовательское соглашение